Продолжение сериала «Пищеблок» выходит 8 июля. Первый сезон, снятый по одноименному роману Алексея Иванова, был посвящен кровавым событиям в пионерском лагере «Буревестник», случившимся в олимпийском 1980 году. Во время летней смены дети один за другим начали превращаться в вампиров, и разбираться, кто за этим стоит, пришлось мальчику Валерке (Пётр Натаров) и его вожатому Игорю (Даниил Вершинин). Действие второго сезона происходит спустя три года: повзрослевший Валерка учится в обычной школе и сталкивается уже с новыми вампирами. Мы съездили на съемки и рассказываем, что будет происходить в сериале.
Осенней ночью под проливным дождем приезжаем в лес, и первое, что видим, — ряды гримвагенов и группу людей в плащах; они ждут обеда. Да, на съемках обед может быть в 22:00, если впереди долгая ночная смена. В этот раз «мотор» начинается в полночь. Огромные световые приборы направлены на двухэтажное заброшенное здание — бывшую дворянскую усадьбу, которая даже в полуразрушенном виде поражает своим великолепием и одновременно немного пугает. Здесь, в мрачных покинутых залах с покрытыми паутиной потолками, Игорь (Даниил Вершинин) собирается приковать цепями Валеру (Пётр Натаров), ставшего вампиром. Нет, они по-прежнему друзья, но Валере сложно самому обуздать свою кровожадную натуру, когда наступает полнолуние.
«За три года Валера однозначно стал взрослее. Герой из первого сезона и второго — это два разных человека, — рассказывает воодушевленный съемками нового сезона Натаров. — Испытания, которые выпали на его долю, заставили повзрослеть.
Отношения с Игорем сильно поменялись, ребята стали почти как братья. А еще в новом сезоне у Валеры появится новая знакомая. Рита — симпатичная девочка из Москвы, которая учится с ним в одной школе. Она не такая, как все».
В огромной комнате, почти скрытой мраком, с заколоченными досками окнами, постановщики привязывают цепи к колоннам. Один резко дергает цепь, проверяя колонны на прочность. Другой продумывает схему освобождения от цепей: движение должно быть быстрым и максимально эффектным в кадре. Валере предстоит сложный маневр: увидев Риту, он вырывается из оков, отбрасывая Игоря, и устремляется за ней, пробежав несколько метров по стене. За эту часть съемок отвечает каскадер — худой мужчина, прической и телосложением максимально напоминающий подростка Натарова. Закрепленные на поясе тросы фиксируют его на высоте прыжка так, чтобы можно было сделать по стене два-три шага в горизонтальном положении. Во время очередной попытки каскадер чуть не врезается головой в стену, и коллега заботливо дает ему шлем.
После полуночи, точь-в-точь как герои, в кадр становятся Пётр Натаров и Даниил Вершинин. Вместе с ними на площадке всегда рядом актерский коуч Ирина Сердечная. «В России наша профессия распространена не так сильно, но с каждым годом она становится востребованнее. Все чаще и чаще приглашают работать с детьми и подростками, так как ребятам без актерского образования бывает сложно войти в правильный процесс, — рассказывает она. — К каждому ребенку всегда нужен индивидуальный подход: техника, которая работает на одного, совершенно не работает на другого. Иногда мне приходится самой включаться в состояние персонажа, чтобы ребенок мог верно его считать. С Петром мы в основном работаем по Чехову, на нем эта техника прекрасно работает».
Сцена с высвобождением из цепей снимается бесконечно — прежде всего из-за реквизита. После каждого дубля постановщикам приходится заново обматывать Валеру цепями. Становится холоднее и от всеобщей усталости заметно веселее: Пётр, карикатурно шипя, делает вид, что кусает привязывающего его Даниила в шею.
«Игорь и Валера стали по-настоящему доверять друг другу, — делится Вершинин. — Съемки второго сезона пока что гораздо сложнее первого. Мы тщательно разбираем персонажей и каждую сцену. Но меня трудный съемочный процесс только мотивирует».
Если действие первого сезона происходило на территории пионерлагеря, то в продолжении «Пищеблока» география существенно расширилась. Это уже городская история, герои которой учатся в школе, работают в обкомах, ездят на картошку и живут в привычных советских квартирах. Школу, в которой учится Валерка, снимают в подмосковном Ногинске, и это поистине впечатляющее место. Огромное здание начала XX века в стиле модерн, в котором сохранились даже самые незначительные архитектурные элементы, например водосточные трубы необычной конструкции. Внутри потолки высотой до четырех метров, огромные двери с деревянной резьбой, плиточные панно на стенах и просторные коридоры, залитые солнечным светом.
Еще удивительнее, что это настоящая действующая школа, и ей более ста лет. Разумеется, для съемок «Пищеблока» интерьеры пришлось преобразить. Художник-постановщик сериала Максим Алипченко должен был воссоздать эпоху середины 1980-х так, чтобы она максимально органично сочеталась с концепцией сериала.
«Мы должны были показать лучшую версию Советского Союза, — объясняет Алипченко. — Проект в основном будет смотреть молодая аудитория. И наш мир должен быть ярким и веселым. Поэтому мы стремились уйти от изображения СССР с коммуналками и серостью. Наш главный референс — эстетика стран Восточного блока, ГДР и Чехословакии. Чтобы было понятно, как это, представьте современную IKEA, но 1970-х или 1980-х годов. Здорово, что это было обыграно в сценарии. Несколько героев жили какое-то время в Чехословакии и даже привезли оттуда несколько предметов мебели».
Что касается самой школы, художникам пришлось серьезно потрудиться над цветом стен: их красили исходя из общего светового решения — холодные цвета с яркими акцентами. «Другая важная деталь — плакаты, которые мы рисовали специально для сериала, — продолжает Максим. — В основе плакаты советского времени, но мы сделали их более простыми по форме и яркими. Стиль частично напоминает конструктивизм, частично поп-арт. Лозунги на всех плакатах вымышленные — на одном, к примеру, псевдосоветская цитата нашего режиссера Эдуарда Бордукова. А школа, в которой учатся герои, названа именем продюсера проекта Дмитрия Нелидова».
Нелегка вампирская судьба: герою Петра Натарова постоянно приходится из чего-то высвобождаться. В школе, например, на него набрасывают сеть с грузилами из серебра — только так можно усмирить настоящего вампира. Сцену снимают в классе биологии. Сначала входит Валера, а уже в следующем кадре происходит падение сети. Чтобы его снять, камеру устанавливают на пол с объективом, направленным в потолок. Затем на камеру ставят прямоугольник прозрачного пластика, чтобы благодаря его ширине сохранился естественный эффект падения сети на лежащего человека. Камера при такой конфигурации будто бы смотрит глазами Валеры. В кинопроизводстве (и видеомемах) это называется POV (Point of view — Прим. ред.).
Экшен на этом не кончается. Валера корчится внутри сети, а стоящий рядом лагерный доктор Носатов в исполнении Тимофея Трибунцева хлыстом отгоняет ввалившихся в класс вампиров. Бывший антагонист Валеры, Лева Хлопов, швыряется в них пилюлями со святой водой.
Несмотря на то, что действие разворачивается во всем городе, нелидовская школа во втором сезоне становится таким же ключевым пространством, каким был пионерлагерь «Буревестник» в первом, а одна из главных новых героинь — ее директриса. Актрису Равшану Куркову в этой роли практически не узнать благодаря стрижке каре и деловому костюму (который, заметим, получился чуть более откровенным, чем носили в 1984 году школьные начальники).
«Выглядит так, будто я кокетничаю, потому что у нас девять месяцев в году, как правило, холодная погода, но сниматься по 12 часов в шерстяных пиджаках в 35-градусную жару — это просто классика для артистов, — смеется Куркова. — Ну а если серьезно, съемки мне очень нравятся, у нас есть пространство творчески похулиганить, и команда собрана хорошая. Моя героиня — директор школы, типичный работник системы, сильная, амбициозная. Действие происходит в позднесоветский период, связать его с вампирской тематикой — довольно интересная тема. А еще в последний раз с такими короткими волосами я снималась в 12 лет в своей первой картине в жизни — „Тайне папоротников“».
Искусство кино требует огромной выдержки и бесчисленного количества дублей. Трибунцеву нужно вытащить хлыст из закрепленного за поясом чехла, а затем сделать характерное движение по воздуху, чтобы хлыст обвился вокруг шеи учителя. На самом деле, последняя фаза движения снимается без участия жертвы: хлыст рукой на свою шею наматывает каскадер, а в кадре мы его при этом не видим. Во время очередного дубля Трибунцев входит во вкус и замахивается так сильно, что случайно задевает хлыстом одного из звукооператоров — хорошо, что совсем немного.
После команды «стоп!» Тимофей сразу извиняется, но на всех, кто находился рядом, такое слияние с разгневанным персонажем произвело яркое впечатление: актеры, режиссерская группа и операторы, смеясь, идут к плейбэку смотреть дубль, чтобы увидеть, что получилось. Каскадер ждет команду «снято!», но режиссер Эдуард Бордуков не торопится. Пока он совещается с оператором в дальнем углу класса, все стоят буквально не дыша — попасть под хлыст никому не хочется. Но вот Бордуков возвращается и с улыбкой объявляет долгожданное «снято!». Мизансцена мгновенно оживает: суета, выдох, смех, перестановка.
Мы в этот момент с площадки исчезаем. Теперь главное — дождаться премьеры сезона, чтобы узнать, какой получилась новая история Валеры, Игоря, их друзей и врагов.
Смотрите первый сезон «Пищеблока» на Кинопоиске в Плюсе. Старт второго сезона — 8 июля
Автор: Илья Поляков
Фото: Александра Малышева, Валерия Николаева и Роман Голосун